10
Этой зимою Юра писал свое ученое сочинение о нервных
элементах сетчатки на соискание университетской золотой медали. Хотя Юра кончал
по общей терапии, глаз он знал с доскональностью будущего окулиста.
В этом интересе к физиологии зрения сказались другие стороны
Юриной природы – его творческие задатки и его размышления о существе
художественного образа и строении логической идеи.
Тоня и Юра ехали в извозчичьих санках на елку к Свентицким.
Оба прожили шесть лет бок о бок начало отрочества и конец детства. Они знали
друг друга до мельчайших подробностей. У них были общие привычки, своя манера
перекидываться короткими остротами, своя манера отрывисто фыркать в ответ. Так
и ехали они сейчас, отмалчиваясь, сжав губы на холоде и обмениваясь короткими
замечаниями. И думали каждый о своем.
Юра вспоминал, что приближаются сроки конкурса и надо
торопиться с сочинением, и в праздничной суматохе кончающегося года,
чувствовавшейся на улицах, перескакивал с этих мыслей на другие.
На гордоновском факультете издавали студенческий
гектографированный журнал. Гордон был его редактором. Юра давно обещал им
статью о Блоке. Блоком бредила вся молодежь обеих столиц, и они с Мишею больше
других.
Но и эти мысли ненадолго задерживались в Юрином сознании.
Они ехали, уткнув подбородки в воротники и растирая отмороженные уши, и думали
о разном. Но в одном их мысли сходились.
Недавняя сцена у Анны Ивановны обоих переродила. Они словно
прозрели и взглянули друг на друга новыми глазами.
Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая
объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что
мог себе представить Юра, оказалась женщиной. При некотором усилии фантазии Юра
мог вообразить себя взошедшим на Арарат героем, пророком, победителем, всем,
чем угодно, но только не женщиной.
И вот эту труднейшую и все превосходящую задачу взяла на
свои худенькие и слабые плечи Тоня (она с этих пор вдруг стала казаться Юре
худой и слабой, хотя была вполне здоровой девушкой). И он преисполнился к ней
тем горячим сочувствием и робким изумлением, которое есть начало страсти.
То же самое, с соответствующими изменениями, произошло по
отношению к Юре с Тоней.
Юра думал, что напрасно все-таки они уехали из дому. Как бы
чего-нибудь не случилось в их отсутствие. И он вспомнил. Узнав, что Анне
Ивановне хуже, они, уже одетые к выезду, прошли к ней и предложили, что
останутся. Она с прежней резкостью восстала против этого и потребовала, чтобы
они ехали на елку. Юра и Тоня зашли за гардину в глубокую оконную нишу
посмотреть, какая погода. Когда они вышли из ниши, оба полотнища тюлевой
занавеси пристали к необношенной материи их новых платьев. Легкая льнущая ткань
несколько шагов проволоклась за Тонею, как подвенечная фата за невестой. Все
рассмеялись, так одновременно без слов всем в спальне бросилось в глаза это
сходство.
Юра смотрел по сторонам и видел то же самое, что незадолго
до него попадалось на глаза Ларе. Их сани поднимали неестественно громкий шум,
пробуждавший неестественно долгий отзвук под обледенелыми деревьями в садах и
на бульварах. Светящиеся изнутри и заиндевелые окна домов походили на
драгоценные ларцы из дымчатого слоистого топаза. Внутри их теплилась святочная
жизнь Москвы, горели елки, толпились гости и играли в прятки и колечко
дурачащиеся ряженые.
Вдруг Юра подумал, что Блок – это явление Рождества во всех
областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под
звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего
века. Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо, а просто надо написать
русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным
еловым лесом.
Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на
черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту
скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью
взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.
«Свеча горела на столе. Свеча горела...» – шептал Юра про
себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение
придет само собой, без принуждения. Оно не приходило.
11
С незапамятных времен елки у Свентицких устраивали по такому
образцу. В десять, когда разъезжалась детвора, зажигали вторую для молодежи и
взрослых и веселились до утра. Более пожилые всю ночь резались в карты в
трехстенной помпейской гостиной, которая была продолжением зала и отделялась от
него тяжелою плотною занавесью на больших бронзовых кольцах. На рассвете
ужинали всем обществом.
– Почему вы так поздно? – на бегу спросил их
племянник Свентицких Жорж, пробегая через переднюю внутрь квартиры к дяде и
тете. Юра и Тоня тоже решили пройти туда поздороваться с хозяевами и мимоходом,
раздеваясь, посмотрели в зал.
Мимо жарко дышащей елки, опоясанной в несколько рядов
струящимся сиянием, шурша платьями и наступая друг другу на ноги, двигалась
черная стена прогуливающихся и разговаривающих, не занятых танцами.
Внутри круга бешено вертелись танцующие. Их кружил, соединял
в пары и вытягивал цепью сын товарища прокурора лицеист Кока Корнаков. Он
дирижировал танцами и во все горло орал с одного конца зала на другой: «Grand
rond! Chaine chinoise!»[1] – и все делалось по его слову. «Une valse
s'il vous plait!»[2] – горланил он таперу и в голове первого тура
вел свою даму a trois temps, a deux temps,[3] все замедляя и суживая разбег до еле
заметного переступания на одном месте, которое уже не было вальсом, а только
его замирающим отголоском. И все аплодировали, и эту движущуюся, шаркающую и
галдящую толпу обносили мороженым и прохладительными. Разгоряченные юноши и
девушки на минуту переставали кричать и смеяться, торопливо и жадно глотали
холодный морс и лимонад и, едва поставив бокал на поднос, возобновляли крик и
смех в удесятеренной степени, словно хватив какого-то веселящего состава.
Не заходя в зал, Тоня и Юра прошли к хозяевам на зады
квартиры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий